В мире узбекского футбола, который находится у распутья своей дороги, есть немало вещей, которые всегда подвергались сомнению. В последние годы, реформы, одна за одной, менялись с такой быстротой, что никакой коронавирус не страшен. Большой проблемы в административных верхах узбекской Профессиональной Футбольной Лиги привел к тому, что узбекские клубы в последние годы попросту неконкурентоспособны зарубежом. Одной из причин, может называться отсутствия должного финансирования. Многие клубы живут засчет регионального бюджета. Самодостаточных команд нет, но есть хотя бы команды, которые хотят и могут зарабатывать.
С июня прошлого года в узбекских СМИ, достаточно часто появляются статьи о немецкой компании AF Sports Reactive. С момента того, как AF Sports Reactive ворвалась в узбекский футбол, были подписаны соглашения о меморандуме с местными клубами, заключен ряд сделок с околофутбольными организациями и спортсменами. «Узбекская кухня» съездила в офис Представительства немецкой компании LAUREA GERMANIA в Ташкенте (Закиров Фарид Равильевич является учредителем консалтинговой компании LAUREA GERMANIA, представленной на рынке Узбекистана аккредитованным Представительством с 2016 года), и пообщалась с управляющим AF Sports Reactive Закировым Фаридом Равильевичем, чтобы понять, кто они такие. И задать всего один вопрос: реально ли узбекский футбол может зарабатывать?
В итоге для беседы не хватило и двух с половины часов. И в дело вступил вкусный горячий кофе с сэндвичами.
Фарид, для начала расскажите пожалуйста, как организовано и чем занимается AF Sports Reactive?
В день защитника Отечества (имеется ввиду российский - 23го февраля – Е.Р.) нам исполнился год с момента создания de facto, которое состоялось в день победы Локомотива в Суперкубке Узбекистана по футболу 23 февраля прошлого года. AF Sports Reactive является германским обществом с ограниченной ответственностью, которое зарегистрировано в Торговом реестре Мирового суда Гамбурга и соответственно является налоговым резидентом в Германии.
Основными направлениями деятельности являются спортивный менеджмент и консалтинг, консультирование, сопровождение карьеры спортсменов вне зависимости от вида спорта.
Читал Ваши интервью узбекским СМИ и почти везде звучали такие слова «высокотехнологические проекты», «интернационализация», «технологии в развитии футбола». Подписчики «Узбекской кухни» более находчивые и простые люди. Расскажите, пожалуйста, им обычным языком, какие задачи ставятся во главу угла вашей компанией?
Развитие спортивного менеджента и консультирование футбольных клубов в процессе поиска возможных решений для выхода на самоокупаемость. Решения могут включать привлечение внешних спонсоров и таким образом построение связи между экономикой и спортом.
Узбекский футбол, мягко говоря, не считается прибыльным. Когда и почему вы решили выйти на наш рынок?
В июне 2019 года AF Sports Reactive заключило меморандум с ПФК Локомотив Ташкент и появилось на рынке Узбекистана. Мы решили развивать эту отрасль на рынке Узбекистана прежде всего на основании имеющегося у нас положительного опыта по привлечению спонсоров в футбольные клубы. Мы ставим перед собой амбициозные задачи с целью развития коммерциализации и самоокупаемости спорта в Узбекистане.
Джалоллидин Машарипов - полузащитник сборной Узбекистана и «Пахтакора». Самый дорогостоящий футболист Суперлиги Узбекистана по версии transfermarkt.
Загружаю...
Расскажите про самые главные особенности ведения спортивного бизнеса именно у нас в стране?
На сегодняшний день для нас было бы не совсем корректно и совсем не профессионально комментировать тонкости и особенности ведения спортивного бизнеса в Узбекистане. Мы ещё не располагаем детальными знаниями.
Какие новинки вы собираетесь привнести в развитие маркетинга в нашем футболе?
В первую очередь системный подход в процессе сотрудничества с внешними спонсорами для футбольных клубов. Кроме этого, мы будем способствовать более эффективному сотрудничеству клубов с болельщиками, так как болельщики и в целом аудитория любого футбольного клуба является основопологающим элементом выстраивания синергии экономики и спорта.
Планируется ли привлечение в качестве амбассадоров известных личностей? Или стратегия развития не сочетается с информ-пиаром?
Безусловно, фундаментальный маркетинговый подход необходим в настоящее время для любого продукта или услуги. Однако, для фундаментального маркетингового сопровождения требуются солидные ресурсы. В настоящее время, фирма только только начинает выходить на самоокупаемость без помощи со стороны учредителей. Как управляющий, придерживаюсь жёсткой финансовой дисциплины, обучение которой прошёл на руководящей должности в Бременской хлопковой бирже. После полного выхода на самоокупаемость предложу учредителям программу маркетингового сопровождения на основании опыта наших долгосрочных партнёров.
Были ли моменты, хотя бы на начальном этапе нахождения здесь о том, что это все зря?
На основания опыта выстраивания бизнеса в других областях прекрасно осознаю трудности во время «строительства» нового хозяйствующего субъекта. Однако, трудности вырабытывают и улучшают дисциплину и самоорганизацию. Желания остановиться не было, так как везде в Узбекистане встречаем гостеприимных и отзывчивых людей, готовых помогать нам!
Загружаю...
Как считаете, почему вообще на территории стран бывшего СССР не так развит спортивный маркетинг, как в Европе или США?
Маркетинг и в том числе спортивный отвечает на вызовы в экономике конкретной отрасли. Эти вызовы определяются развитием и экономическими показателями в конкретной отрасли. Элементарно, спорт на территории стран бывшего СССР является в подавляющем большинстве конкретных случаев дотационным и таким образом зависимым от государственных субсидий. В «старых» участниках ЕС, Соединенном Королевстве, Северной Америке и Японии экономическое развитие «захлестнуло» и спорт. В связи с этим, спорт стал также объектом коммерциализации и отвественности частного капитала.
Кстати, кроме ташкентского «Локомотива» упоминалось сотрудничество и с джизакской «Согдианой». Почему именно она, а не условный «Кызылкум» или «Динамо»?
Хочу отметить здесь человеческий фактор. Огромная заслуга в установлении партнёрских отношений принадлежит главному тренеру ФК «Согдиана» Джизак, Улугбеку Бакаеву. Выражаю также благодарность директору ФК «Согдиана» Уктамжону Махмуджанову, который с огромным трепетом выслушал наши предложения и всегда готов поддерживать наши начинания.
В настоящее время мы общаемся с ФК Бухара и Профсоюзом футболистов Узбекистана и заняты поиском возможностей для плодотворного сотрудничества. Наша позиция однозначна: наши двери открыты для всех! Мы будем рады новым партнёрствам и надеемся, что сможем принести пользу.
Загружаю... Ad
Выборы-2018. Улугбек Бакаев – как олицетворение новой тренерской волны в Узбекистане
Ранее отмечалось, что доходы от узбекистанского ООО Intis Telecom Asia будут направлены в бюджет «железнодорожников». Верно ли это?
Именно так! Летом прошлого года мы поддержали идею британской фирмы и стали одним из учредителей ООО INTIS TELECOM ASIA. Следует отметить, что новое предприятие намерено претворить в жизнь идеальную идею поддержки спорта. Часть прибыли ООО INTIS TELECOM ASIA будет безвозмездно передаваться в ФК Локомотив Ташкент. Надеюсь, что этому примеру в Узбекистане последуют и другие иностранные инвесторы.
Также вы говорили, что в Узбекистане хороший «человеческий потенциал». Кто, по-Вашему, впечатлению, является профессионалом в узбекском футболе?
Среди граждан Узбекистана могу смело выделить первого вице-президента ФАУ, Равшана Ирматова, вице-президента Ташкентского отделения ФАУ, Алишера Полатова, заместителя генерального директора ПФК «Локомотив», Тулабека Акрамова, тренера ФК «Согдиана» Джизак, Улугбека Бакаева. Эти люди обладают широкой футбольной компетентностью и всегда открыты для бесед по развитию футбола в Узбекистане.
Загружаю... Ad
Тулабек Акрамов и Фарид Закиров
Как вы относитесь к местной болельщицкой среде? Почему у нас не болеют на матчах, как это делают в Европе? А во многих командах и вовсе проблема с посещаемостью…
На матчах «Локомотива» и «Согдианы», которые мне уже удалось посетить, мог пообщаться с болельщиками этих клубов. Беседы оставили у меня отличные впечатления об этих людях.
Культура болельщиков и переполненные трибуны в чемпионатах Англии, Германии, и в большинстве случаях в Испании и Италии это результат развития целой инфрастуктуры культуры за несколько десятилетий и, безусловно, спортивного «представления» на высочайшем уровне и с очень высокими «скоростями» самого футбола в этих чемпионатах. Предполагаю, что при правильной работе клубов в Узбекистане с внешней аудиторией, болельщиков на стадионах в Узбекистане могло бы стать гораздо больше. Мне было очень приятно прочитать много комментариев болельщиков после публикации в инстаграм. Это дало возможность убедиться, что жители Узбекистана очень любят футбол и явления, происходящие вокруг футбола. Исходя из этого, можно сказать, что у клубов в Узбекистане прекрасные стартовые возможности для работы с аудиторией.
Могу также отметить, что посещаемости матчей «Навбахора» в Намангане могут позавидовать некоторые клубы даже в Испании и Италии!
Непокоренной вершиной узбекского футбола считается непопадание на чемпионат мира. Хотя, на отборочных раундах Узбекистан играет неплохо. Почему в самый последний момент не получается-таки зацепиться за путевку на мундиаль?
Предполагаю, что на этот вопрос смогут лучше ответить тренеры, которые были главными тренерами Вашей национальной сборной. В спорте побеждает сильнейший.
Загружаю... Ad
Ходит мнение, что первое попадание на чемпионат мира открыло все пути японцам и корейцам, как в развитии самого футбола, так и в спортивном маркетинге. Что можно будет ожидать в Узбекистане при потенциальном попадании на ЧМ-2022?
Не могу согласиться, что именно попадание на чемпионат мира открыло южнокорейскому и японскому футболу все двери. Сборная Северной Кореи тоже учавствовала на ЧМ 2010 во второй раз в её истории, но прорыва футбола не последовало.
Прежде всего хочу пожелать национальной сборной и всему Узбекистану попадания на ЧМ в Катаре. К сожалению, на сегодняшний день сборная Узбекистана не имеет ни одного регионального титула и футбольные клубы из Узбекистана ни разу не участвовали в финале ЛЧ АФК. Участие в финальной части чемпионата мира прежде всего принесёт мировую узнаваемость для узбекистанского футбола.
А давайте проверим Вас на знание матчасти? Топ-3 узбекских футболиста прямосейчас?
Икром Алибаев – с точки зрения потенциала бывшего железнодорожника, Элдор Шомуродов – как один из немногих представителей в 7-м европейском чемпионате согласно талице коэффициентов УЕФА; и Игнатий Нестеров – на основании достижений железнодорожника и уверенной игры в настоящее время.
Икрам Алибаев, один из самых талантливых узбекских футболистов. Ныне выступает за ФК "Сеул"
Давайте сделаем небольшое резюме. Какие преимущества получит узбекский футбол от сотрудничества с AF Sports Reactive?
Внедрение передовых методов спортивного менеджмента в управление футбольных клубов на основании наработок и опыта спортивного менеджмента в странах Западной Европы.
Насколько долго вы готовы терпеть и ждать результатов, будь они не быстрыми?
На сегодняшний день за 8 месяцев на рынке Узбекистана мы достигли удовлетворительных результатов. Были установлены партнёрские отношения с двумя футбольными клубами. Мы консультировали установление сотрудничества ПФК Локомотив Ташкент с британской, двумя германскими и одной эстонской фирмой. Во время зимнего трансферного окна мы консультировали ФК Локомотив Ташкент в процессе поиска нового главного тренера и тренерского штаба, а также консультировали трансферы некоторых легионеров в ФК Локомотив.
Мы пришли в узбекистанский футбол с долгосрочными планами и проектами. Очень надеюсь, что мы сможем пообщаться с Вами через некоторое время и у меня появится возможность рассказать Вам о новых результатах нашей деятельности.
Фарид, когда я созванивался с вами об интервью, вы были в Лондоне. Получив ваш контакт в ватсапе, вы уже были в Париже. Когда договорились о сроке – в Иерусалиме. Чем отличается жизнь в Узбекистане от европейской?
Думаю, что этот вопрос может стать темой для отдельной беседы. Если ответить коротко – жизнь на Севере Германии, где провёл много лет, отличается в первую очередь уровнем экономики и её показателями. По ВВП на душу населения при численности более 83 миллионов жителей Германия входит в 20 самых развитых стран и это с очень скромными запасами в недрах.
Источник: sports.ru
Дата: 15.01.2017 16:10
Дата: 15.03.2017 08:36
Дата: 04.12.2017 21:45
Дата: 03.02.2017 09:31
Дата: 01.08.2018 12:05
Дата: 25.07.2017 16:47
Дата: 23.07.2017 20:00
Дата: 18.01.2018 13:29
Дата: 25.01.2017 15:07
Дата: 02.01.2017 16:20
Дата: 07.03.2017 22:17
Дата: 04.01.2017 10:19
Дата: 15.03.2017 19:57
Дата: 20.12.2017 15:56
Дата: 18.01.2017 09:30